AIN: IT-компании, которые отошли от первоначальной идеи и добились успеха
AIN: IT-компании, которые отошли от первоначальной идеи и добились успеха
Существует мало примеров компаний, которым удается добиться успеха с первого раза, реализовав первоначальную идею. Намного чаще стартапам нужно перепробовать десятки вариантов развития, чтобы найти тот, который «выстрелит». Редакция AIN.UA решила составить список из шести компаний, которые добились успеха только после того, как кардинально изменили идею.
Nokia
В 1865 году горный инженер Фредерик Идестам основал бумажную фабрику на юге Финляндии — эта дата считается началом истории компании Nokia. Чувствуя большой спрос в этой сфере, в 1871 году Идестам открыл вторую фабрику, которую назвал Nokia AB в честь реки Нокианвирта.
В 1967 году произошло слияние Nokia AB с компанией по производству резиновых изделий Finnish Rubber Works и фирмой по производству кабелей Finnish Cable Works. Уже на тот момент последняя вела активную деятельность в сфере электроники. В 1962 году Finnish Cable Works создала первое в своей истории электронное устройство — анализатор импульсов для атомных электростанций, а годом позже запустила производство радиотелефонов для армии и аварийных служб.
Результатом слияния трех компаний стал конгломерат Nokia Corporation, который занимался производством резиновых изделий, кабелей и электроники, переработкой древесины и выработкой электроэнергии. В 1987 году Nokia выпустила один из первых в мире мобильных телефонов Mobira Cityman и впоследствии долгое время была лидером этой индустрии.
Nintendo
В 1889 году Фусадзиро Ямаути основал компанию Nintendo Koppai, запустив производство игральных карт. Первый продукт компании, карты Hanafuda, добился большой популярности в Японии. В 1953 году Nintendo впервые в стране начала производство пластиковых карт и благодаря их успеху стала доминировать в отрасли.
Тем не менее, в Nintendo уже на тот момент обращали внимание на небольшие размеры этого рынка. В 1959 году компания достигла договоренности с Disney и начала печатать на картах изображения популярных персонажей. Благодаря этому решению Nintendo удалось привлечь молодую аудиторию и повысить продажи. В 1962 году на волне успеха компания вышла на IPO.
Удачное IPO позволило Nintendo поэкспериментировать в других областях. В 1963-1968 годах компания начала производство игрушек, открыла сети отелей для любовников и магазинов с продажей фаст-фуда, а также запустила свою службу такси. Тем не менее, большинство экспериментов компании провалились.
Тем временем интерес к карточным играм в Японии стал резко падать. У Nintendo сократились продажи, цена акций снизилась в 14 раз, и компания решила сделать ставку на выпуск игрушек — единственную успешную для нее отрасль на тот момент.
В 1966 году новая игрушка Ultra Hand стала хитом, благодаря чему Nintendo сумела продать более миллиона экземпляров. В то же время компания стала присматриваться к индустрии видеоигр. Первых успехов в этой отрасли компания добилась, когда обеспечила себе право на распространение в Японии первой в мире коммерческой игровой консоли Magnavox Odyssey.
В 1975 году Nintendo впервые в своей истории выпустила игру EVR Race, а в 1983 году начала продажи своей первой игровой консоли Famicom, которая вскоре была переименована в Nintendo Entertainment System (NES) для международного рынка. Консоль стала хитом в Европе и Японии, а игра Super Mario Bros, которую Nintendo выпустила в то же время, стала одной из самых продаваемых игр в истории.
PayPal
Компания PayPal была основана в 1988 году. Изначально она называлась Confinity и создавала защитное ПО для карманных девайсов. PayPal не преуспела в этой сфере и сфокусировалась на создании электронного кошелька для передачи денег между подобными устройствами.
Когда компания выпустила первую версию продукта, ее основатели получили много писем от пользователей, использующих часть сервиса для оплаты товаров на еBay. Одному из основателей, Марку Левчину, не понравилась эта идея. Тем не менее, спустя полгода компания отказалась от оригинальной концепции и сосредоточилась на обслуживании пользователей еBay. Благодаря этому решению PayPal стал самым популярным сервисом для онлайн-платежей в мире.
Приложение для обмена фотографиями Instagram, которое изначально называлось Burbn, Кевин Систром создал для того, чтобы научиться программировать. Его идея состояла в том, чтобы соединить «чекины» из сервиса Foursquare с элементами игры Mafia Wars. За время работы над приложением Систром добавил в него список задач, систему наград за прогулки с друзьями, возможность загружать фотографии и много других функций.
В один момент Систром решил избавиться всего лишнего и сосредоточиться на главном: возможности загружать и обсуждать фотографии. Новое приложение он назвал Instagram. Спустя несколько часов после запуска Instagram стал самым популярным бесплатным фотоприложением в App Store.
Flickr был запущен в 2004 году, как дополнительный инструмент к онлайн-игре Game Neverending компании Ludicorp, который позволял пользователям делиться фотографиями во время игры. Основатели компании увидели потенциал в этой идее и отложили разработку Game Neverending, полностью сосредоточившись на развитии Flickr.
Первая версия будущего фотохостинга называлась FlickrLive и представляла собой чаты, где пользователи обменивались фотографиями в режиме реального времени. Позже разработчики убрали чаты и сделали главной функцией сервиса возможность загружать фотографии и обсуждать их с друзьями. Это позволило Flickr вскоре стать одним из самых посещаемых фотохостингов в мире.
Основатели Reddit Стив Хаффман и Алексис Оганян хотели запустить стартап, который бы занимался доставкой еды по телефону, — именно с этой идеей они подавались в акселератор Y Combinator. Сооснователю акселератора Полу Грэму не понравилась идея, но понравились Хаффман и Оганян. Во время его разговора с кандидатами Грэм сказал: «Вы должны стать первой полосой интернета». Так родилась идея социального новостного сайта Reddit, который сейчас входит в топ-20 самых популярных сайтов в мире.